Proton Energy покидает топливный рынок Украины. Что будет с ценами на дизель и автогаз
Авто Лента новостей

Proton Energy покидает топливный рынок Украины. Что будет с ценами на дизель и автогаз

Швейцарская компания поставляла в Украину почти четверть объема автогаза и дизельного топлива. Уход такого поставщика не может не сказаться на рынке, однако эксперты рынка считают, что недостающий объем вполне можно заместить из других источников

В понедельник, 15 марта 2021 года, крупнейший поставщик топлива на украинский рынок — швейцарская компания Proton Energy — заявила о прекращении работы в Украине c 1 апреля. Также с 1 апреля, по информации издания OilPOint, приостанавливает поставки российского дизельного топлива один из крупнейших поставщиков светлых нефтепродуктов — Wexler Group.

Перед этим, в начале марта, премьер Денис Шмыгаль дал старт новой кампании по борьбе с нелегальными нефтепродуктами — были созданы рабочие группы и начались проверки АЗС.

Результат не заставил себя ждать. 11 марта в Службе безопасности Украины сообщили о разоблачении масштабной теневой схемы реализации некачественных нефтепродуктов. По информации силовиков, ориентировочная сумма уклонения от уплаты налогов по схеме составила 240 млн гривен.

Среди прочих, фигурантом дела стала сеть АЗС Glusco, которую СМИ связывают с пророссийским политиком, народным депутатом от ОПЗЖ Виктором Медведчуком. В отношении Медведчука и его жены Оксаны Марченко еще в феврале были введены санкции, что стало причиной в национализации украинского участка нефтепровода «Самара-Западное направление». Напомним, ранее в феврале были закрыты три телеканала, которые также связывали с окружением Медведчука.

Эксперты не исключают, что и эта акция силовиков является частью стратегии СНБУ и ОП, которая направлена против Медведчука.

Но оставим политический аспект — заявление Proton Energy возымело эффект взорвавшейся бомбы и взбудоражило рынок. Оно и понятно — в 2020 году Proton Energy поставила в Украину примерно 22% дизельного топлива и сжиженного газа, который она закупала у российской государственной компании «Роснефть». Уход такого игрока не может не повлиять на рынок, который и так подогрет высокой ценой на нефть.

Delo.ua разбиралось, как приостановка поставок от Proton Energy повлияет на рынок топлива и как это отразится на его ценах.

Дефицит и рост цен

По информации директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна в 2020 году Proton Energy обеспечила около 22% рынка дизтоплива и сжиженного газа. Около 85% поставок компания осуществляла по годовым терм-контрактам. Среди клиентов компании ОККО, WOG, KLO, Glusco, «Альянс Энерго Трейд», «Автотранс», «Надежда», «Авантаж», «БРСМ-Нафта» и другие.

Куюн считает, заместить такое количество хотя и возможно, но это будет весьма сложно. Поскольку долгосрочные контракты на поставки топлива будут разорваны, то для клиентов трейдера такое решение будет достаточно серьезным испытанием.

Рекомендуем почитать:  Топ лучших спиннингов 2019 года: рекомендации по выбору

«Долгосрочные контракты будут разорваны. Ситуация у различных АЗС будет отличаться. Кто-то в большей мере зависел от этих поставок, кто-то в меньшей. БРСМ, например, очень много покупала российского дизеля у Proton Energy. А кто-то, например, как ОККО, WOG — у них более диверсифицированный портфель. У них там Беларусь и Литва, и Кременчугский НПЗ, и море они в меньшей степени зависят. Но вообще для всех это будет достаточно серьезным испытанием. Объем нужен большой и понервничать придется всем», — говорит Куюн.

Дефицит на рынке автогаза не сможет не сказаться на ценах. По словам аналитика «Консалтинговой группы А-95» Артема Куюна, из-за решения трейдера цена на автогаз повысится примерно на 1 грн/л. Однако цены будут расти дальше и за счет других факторов.

«Нужно учитывать, что рынок живет в ожидании роста. Цена на нефть расте, что стимулирует дальнейший рост. Плюс в России сейчас рекордные цены на сжиженный газ (газ, который завезут в Украину из Беларуси или Польши все равно будет российского происхождения). В России в апреле-мае профилактические ремонты на заводах, что также подстегнет цену. Основной драйвер — это цены на нефть в мире. Цены сейчас остаются высокими с конца ноября, и они сейчас выше, чем до пандемии. Проблема в том, что она высокая длительный период. Так что цены бы и так подросли и, учитывая эти новости, подрастут еще сильнее», — говорит эксперт.

В свою очередь, Сергей Куюн считает, что дальнейший рост цен на автогаз может снизить спрос на этот ресурс и стимулировать потребителей заправляться бензином, что в свою очередь может повысить стоимость и этого топлива.

Однако наиболее сложным будет прогнозировать ситуацию на рынке дизельного топлива.

«Если будет нехватка хотя бы 1% в балансе, это способно неконтролируемо взвинтить цены. Начинает работать цепная реакция: на какой-то АЗС пропадает топливо, потребители в панике набрасываются на другие станции, заправляя полные баки, и так далее. В конечном итоге АЗС, скорее всего, будут ограничивать свободную продажу, так как повышать цены для охлаждения спроса может оказаться чревато. Ну и конечно же по полной достанется конечным потребителям (промпотребителям) — оптовые цены будут на всю катушку», — считает Куюн.

Рекомендуем почитать:  Автопилот Тесла научился ехать по маршруту навигатора

По мнению эксперта, многое будет зависеть от позиции Кремля. Проблемы могут возникнуть в том случае, если российские власти решат прекратить экспорт топлива из «Роснефти».

«Роснефть», которую везет в Украину Proton, не единственный поставщик: везут «Лукойл», «Татнефть», «Газпромнефть», ТАИФ, «Русснефть» и другие, и их украинские контрагенты тревожных сигналов пока не получают. Проблема в том, что если в Москве решат не поставлять «Роснефть», то велика вероятность остановки и других экспортеров. И вот тогда масштабного кризиса не избежать. С другой стороны, в апреле-мае будет больно, но к лету все войдет в свою колею и ждать новостей из России больше не будет потребности», — говорит Куюн.

С Куюном согласен и экс-президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.

«Это одна из компаний группы Векслер. Проблема вся в том, что эти политические игры выбивают из рынка крупного поставщика дизельного топлива и сжиженного газа. Proton Energy в 2020 году поставил в Украину где-то 1,7 млн тонн дизельного топлива, это около 24% рынка потребления. Чуть больше сжиженного газа, это тоже в районе 23%. Понятно, что четверть рынка — это серьезно».

По мнению Косянчука, в краткосрочной перспективе рынок будет испытывать проблемы с учетом того, что были заключены терм-контракты ведущими трейдерами Украины. И в ситуации, когда до 1 апреля остается две недели, трейдерам нужно срочно искать недостающие объемы.

«1,7 млн тонн — это достаточно серьезный объем, поскольку все производители в Европе и прочие не просто работают на склад, они работают планово. Они заключают терм-контракты и понимают, сколько они должны закупить и переработать. То есть одномоментно найти такой серьезный объем ресурса — это проблема. Тут нельзя просто закупить такой объем на спотовом рынке. Поэтому в краткосрочной перспективе будут проблемы с оптовыми закупками. Будет уменьшен мелкий опт», — говорит Косянчук.

Сапегин считает, что из-за дефицита рынок может на некоторое время испытывать ценовую турбулентность. Однако, если говорить о долгосрочной перспективе, то украинский рынок достаточно диверсифицирован по источникам поставки. Поэтому рано или поздно этот вопрос будет решен. Однако на некоторое время это может создать проблемы участникам рынка.

Источник

Метки